Взгляд с одесского берега: рецепт панацеи от исторического беспамятства.


Прошедшим летом я был в Одессе. Гулял по городу, много снимал. Меня крайне заинтересовала личность светлейшего князя Михаила Семёновича Воронцова, так много сделавшего для Одессы и всей Новороссии. Безусловно, это один из самых ярких исторических персонажей Российской империи первой половины 19 века: герой Отечественной войны 1812 года, политик, выдающийся администратор и коммерсант. Но все прочитанные мной жизнеописания Воронцова отличались «сахарностью» и неумеренным восторгом. А 19 век в российской политике и экономике оставил немало загадок, многие из которых того, «с душком». Большинство этих тайн тесно связаны с представителями славной фамилии Воронцовых, в целом, и с князем Михаилом Семёновичем – в частности. Одним словом, не всё так «сахарно»! Я стал собирать исследования различных «непарадных историков», сопоставлять исторические факты. Начал складываться образ документального фильма о светлейшем князе.
Клип, который я сегодня публикую, станет заглавным, вводным для этого фильма. Песня «Керчь. Греки. Змеи» написана в 1993 году. Спустя 20 лет я оставил только образ и стилистику, наполнив стихи новым содержанием: о разрозненной мозаике, в виде которой как волны докатываются до нас исторические факты, о нашей искажённой памяти, о неумении учиться на своём историческом опыте. И о лаковом, лубочном PR-е, которым нас так огульно потчуют повсеместно.
В клипе помимо моих съёмок использованы кадры из фильма «Одесса», снятого Жаном Лодсом в 1935-м году на 1-й Комсомольской Одесской кино – фабрике.

 

 "Рецепт панацеи"

Волны в подножия окон стучат, будто персы в моё государство… 
На море жить – что ещё пожелаешь на свете! 
Чаша стоит у окна, там змея источает лекарство, 
Кольца её – как века, ту змею называют Асклепий. 

Волны и змеи, сплетаясь в холодных объятьях, 
Память рассеют по клочьям шумливым и пенным. 
Рухнут атланты с дворцовых порталов надвратных, 
Под воду канут неверным своим отраженьем. 

Волны в подножия окон стучат, будто персы в моё государство… 
Тонет как память земля под обломками кариатиды. 
Чаша полна до краёв, и в беспамятстве наше лекарство, 
Змеи парят под водой, охраняя покой Атлантиды. 

Время идёт, мы гуляли смеющимся садом, 
А оглянулись – развалины Пантикапея! 
Тонем в забвеньи, но потчуя ласковым ядом, 
Всё ещё верим, что помним рецепт панацеи. 
1993, 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий